Оформление водительского удостоверения

Это третья часть статьи посвященной ответам на вопросы возникающим при обмене или выдачи водительского удостоверения.

В данной статье будут содержаться ответы на вопросы:

1. Графы водительского удостоверения
2. Транслитерация в удостоверении (дублирование записей латинскими буквами)
3. Требования к фотографии на водительское удостоверение
4. Расшифровка категорий в водительском удостоверении
5. Указание стажа на правах
6. Ограничения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории транспортных средств.
7. Перечень медицинских ограничений к управлению транспортными средствами

Вопросы из первой части "Порядок обмена водительского удостоверения"

1. Виды водительских удостоверений
2. Где осуществляется замена водительского удостоверения?
3. Основания для обмена водительского удостоверения
4. Когда можно менять водительское удостоверение?
5. Срок для замены водительского удостоверения
6. Какой сейчас штраф за просроченные права?
7. Срок действия водительского удостоверения
8. Как записаться на замену водительского удостоверения?

Вопросы из второй части "Документы для обмена водительского удостоверения"

1. Необходимые документы для замены удостоверения
2. Образец заявления на замену водительского удостоверения
3. Медицинская справка для замены водительского удостоверения
4. Госпошлина за замену водительского удостоверения
5. Скидка на оплату государственной пошлины при замене удостоверения.

Графы водительского удостоверения

Название и расположение граф в водительском удостоверенииНазвание граф лицевой стороны водительского удостоверения:

1. Фамилия;
2. Имя, Отчество (если имеется);
3. Дата и место рождения;
4a) Дата выдачи удостоверения;
4b) Дата окончания срока действия удостоверения;
4c) Наименование подразделения Госавтоинспекции (в кодированном виде), выдавшего водительское удостоверение;
5. Номер удостоверения;
6. Фотография владельца;
7. Подпись владельца;
8. Место жительства;
9. Категории, подкатегории транспортных средств, на право управления которыми выдано удостоверение.

Название граф оборотной стороны водительского удостоверения:

10. Дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории;
11. Дата окончания срока действия удостоверения для соответствующей категории, подкатегории транспортных средств;
12. Ограничения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории транспортных средств.
14. Общие для всех категорий, подкатегорий транспортных средств ограничения в действии удостоверения, а также информация, касающаяся владельца.

Транслитерация в удостоверении (дублирование записей латинскими буквами)

Все записи в в/у выполняются на русском языке и дублируются способом транслитерации (простого замещения русских букв на латинские), учитывая рекомендованный ИКАО международный стандарт.
Международный стандарт, рекомендованный ИКАО выглядит следующим образом:

Национальный знак Рекомендуемая транслитерация
А A
Б B
В V
Г G
Д D
Е E
Е E
Ж ZH
З Z
И I
Й I
К K
Л L
М M
Н N
О O
П P
Р R
С S
Т T
У U
Ф F
Х KH
Ц TS
Ч CH
Ш SH
Щ SHCH
Ы Y
Ъ IE
Э E
Ю IU
Я IA

Учитывая, что правила транслитерации до 2014г. при выдаче заграничных паспортов отличались от правил транслитерации при выдаче водительских удостоверений, до настоящего времени у одного и того же человека, но в разных документах встречается разное написание его данных латинскими буквами.
Так, имя - Андрей в одном документе может быть написано, как Andrei, а может и как Andrey, имя - Юлия, как Iuliia или как Yuliya.
Для исключения этого, в соответствии с приложением N 3 к Приказу МВД России от 13.05.2009 N 365 "О введении в действие водительского удостоверения", по желанию владельца записи в в/у могут транслитерироваться в соответствии с данными, указанными в его заграничном паспорте.

Расхождение в транслитерации в водительском удостоверении и загранпаспорте не означает что оно не действительно для управления за пределами Российской Федерации!

Требования к фотографии на водительское удостоверение

Требования к фотографии для водительского удостоверения1. Фотография выполняется в цвете на сером фоне и печатается в специально отведенном месте удостоверения.

2.Фотография должна иметь четкое изображение лица строго в анфас без головного убора (Допускается изготовление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов).

3. Для граждан, постоянно носящих очки, допускается (это не означает что обязаны) фотографирование в очках без тонированных стекол.

Это исчерпывающий перечень требований к фотографии на водительское удостоверение, закрепленный в Приказе МВД России от 13.05.2009 N 365 "О введении в действие водительского удостоверения". Данный перечень не содержит указаний насколько крупной или мелкой должна быть голова на фотографии, отступы от края головы до края фотографии, с каким выражением лица фотографироваться на водительское удостоверение.
Получается, что фотография с закрытыми глазами и высунутым языком на удостоверении не будет противоречить вышеуказанному приказу МВД.

Расшифровка категорий в водительском удостоверении

Открытые категории в водительском удостоверении подтверждают наличие права на управление следующими транспортными средствами:

а) категория "A" - мотоциклы;
"Мотоцикл", согласно ПДД, - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических т\с), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

б) категория "B" - автомобили (за исключением транспортных средств кат. "A"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов, автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3500 килограммов;

в) категория "C" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

г) категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

д) категория "BE" - автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки,
- автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 килограммов;
Таким образом, для управления автомобилем категории "B", сцепленным с прицепом до 750 килограммов, или с прицепом свыше 750 килограммов, но при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава  не превышает 3500 килограммов, категория "BE" не требуется. Для управления таким составом достаточно категории "В".

е) категория "CE" - автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

ж) категория "DE" - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, сочлененные автобусы;

з) категория "Tm" - трамваи;

и) категория "Tb" - троллейбусы;

к) категория "M" - мопеды и легкие квадрициклы;
"Мопед", согласно ПДД, - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
"Легкий квадрицикл", согласно ГОСТ Р 52051-2003, - четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического т/с), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
- в случае электродвигателя - номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

л) подкатегория "A1" - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

м) подкатегория "B1" - трициклы и квадрициклы;
Определения данных транспортных средств отсутствуют как в ПДД, так и в постановлении Правительства №1097 "О допуске к управлению транспортными средствами"
Данные определения содержатся в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения"
"Трицикл" - Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Трицикл с одним передним колесом и двумя заднимиТрицикл с двумя передними колесами и одним задним   
"Квадрицикл" - четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Необходимо обратить внимание на букву "И" в слове "квадрИцикл" и не путать его с более распространенным транспортным средством "квадрОцикл".

Квадрицикл не с мотоциклетной посадкой

Квадрицикл с автомобильной посадкой и автомобильным рулем

   Квадрицикл с мотоциклетной посадкойКвадрицикл с мотоциклетной посадкой и мотоциклетным рулем


"Квадроцикл (мотовездеход)"- это мототранспортное внедорожное четырехколесные средства, имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для передвижения только одного человека (водителя) вне дорог общего пользования.
Для управлением квадрОциклом необходимо иметь удостоверение тракториста-машиниста на категорию «А I», а не обычное водительское удостоверение с категорией "В1".

Квадроцикл не предназначен для управления по дорогам общего пользования

н) подкатегория "C1" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов, автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

о) подкатегория "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя, автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

п) подкатегория "C1E" - автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 килограммов;

р) подкатегория "D1E" - автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава  не превышает 12000 килограммов.

Указание стажа на правах

В ГИБДД вместо понятия «стаж управления» в большинстве случаев используют понятие «дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории», что по своей сути одно и то же.
Дата получения права на управление соответствующей категории, подкатегории проставляется в разделе 10 водительских прав на основании базы данных ГИБДД или реестра выдачи водительских удостоверений, а при отсутствии таких сведений - на основании подтверждающих документов (ранее выданного водительского удостоверения, водительской карточки или свидетельства о прохождении подготовки при наличии в них сведений о выданном водительском удостоверении данной категории и т.д.).
При отсутствии возможности подтверждения даты получения права на управление транспортными средствами какой-либо категории соответствующая графа раздела 10 не заполняется. При этом в разделе 14 указывается водительский стаж в соответствии с записями в ранее выданном водительском удостоверении. При отсутствии таких записей водительский стаж исчисляется от наиболее ранней даты получения права на управление транспортными средствами, подтвержденной соответствующими документами.

Таким образом, алгоритм сотрудника ГИБДД по указанию стажа выглядит следующим образом.
1. Стаж проставляется на основании база данных Госавтоинспекции
2. Если данные о времени открытии категории в базе ГИБДД отсутствуют, то стаж проставляется на основании бумажных документов (свидетельства об окончании автошколы, водительской карточки и т.д.)
3. Если подобные документы отсутствуют, проставляется стаж в соответствии с записью в обмениваемом удостоверении, это возможно если в обмениваемом удостоверении в графе особых отметок имеется запись «стаж с …г.»
4. Если отсутствуют все вышеуказанные источники для определения стажа, то стаж будет исчисляться с даты получения обмениваемых прав.

Ограничения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории.

Ограничения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории указываются в столбце раздела 12.
В приказе указано только 3 отметки которые могут проставляться в данном разделе:

1. "АТ" – может проставляться напротив любой категории или подкатегории
Проставляется в случае, если владельцу удостоверения предоставлено право управления т/с соответствующих категорий и (или) подкатегорий только с автоматической трансмиссией
Такая отметка в удостоверении в данном разделе удостоверения может появиться только если владелец данного удостоверения прошел обучение на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.
Если же «автоматическая трансмиссия» является не является желанием владельца, а является медицинским ограничением, то отметка «АТ» проставляется не в разделе 10, а в разделе 12!

2. "MS" и "AS"- могут проставляться только напротив подкатегории «В1» и обозначают следующее:
"MS" - предоставляет право на управление т/с подкатегории "B1" только с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
"AS"- предоставляет право на управление т/с подкатегории "B1" только НЕ с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа

3. "ML"- может проставляться только напротив категории «М» в случае наличия у владельца удостоверения медицинских ограничений к управлению транспортным средством категории "M"

Перечень медицинских ограничений к управлению транспортными средствами

Исчерпывающий перечень медицинских ограничений транспортными средствами, которые указываются в разделе 14 в кодированном виде, содержится в Приказе МВД России от 13.05.2009 N 365 "О введении в действие водительского удостоверения". Обозначают эти ограничения следующее:

"MC" - разрешено управлять т/с только с ручным управлением;

"AT" - разрешено управлять т/с только с автоматической трансмиссией;

"APS" - разрешено управлять т/с только оборудованным акустической парковочной системой;

"GCL" - разрешено управлять т/с только с использованием водителем медицинских изделий для коррекции зрения (в очках или линзах);

"HA/CF" - разрешено управлять т/с только с использованием водителем медицинских изделий для компенсации потери слуха.

Перечень случаев при которых врачи выставляют данные отметки содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2014г. №1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством".

Вернутся к первой части данной статьи "Порядок обмена водительского удостоверения".
Вернутся ко второй части данной статьи "Документы для обмена водительского удостоверения".

 Если у Вас возникли вопросы по этой статье, то Вы можете задать их на форуме, где получите ответы от автора (Sovetnik, он же модератор форума) и сможете узнать мнение других лиц или оставьте свой комментарий.

Комментарии  

0 #1 Мага 05 16.11.2018 12:59
Водительское удостоверение старого образца с пятью категориями не открыта одна категория А при замене этих прав на новые Какие категории должны быть открыты
Цитировать
0 #2 Sovetnik 21.11.2018 15:52
Если нет никаких ограничений по медицинской правке то однозначно : "В,В1,С,С1,D, D1".
Категории "ВЕ,СЕ,С1Е, DE, D1E" открываются в зависимости от даты открытия категории "Е", особых отметок в обмениваемом удостоверении, сведений содержащихся в базах данных ГИБДД,
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить